19 июня 2020г.

«Выездные налоговые проверки отмирают».

Деловой журнал «Бизнес и Власть» от 19.06.2020г.

Интервью с генеральным директором консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».


Как законно платить меньше налогов, что может стать поводом для проверки со стороны ФНС и как вести себя с проверяющими? Об этом «БиВ» рассказал эксперт по правовому и налоговому сопровождению бизнеса, создатель Школы экономической и налоговой безопасности, автор книг, управляющий партнер международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры» Николай Вильчур.

- Николай Робертович, насколько востребованы услуги вашей компании и когда к вам обращаются - заранее или когда проверка уже началась?

- Наша работа напоминает работу могильщика: когда всем плохо, нам хорошо. Увы, объем нашей работы растет. Двойственное ощущение: вроде бы рост должен радовать, но на самом деле это грустная ситуация. Нужно решать вопросы, пока они вопросы, а не проблемы. Сейчас наоборот. 

- Есть ли грань между оптимизацией налогов и налоговым преступлением? И как эту грань не перейти?

- Грань установлена по двум параметрам: само действие, которое мы совершаем, и сумма, которую экономим. Именно сумма - одно из условий привлечения к уголовной ответственности. Но это не всё. Действия, которые предпринимает налогоплательщик, могут быть полностью законны, а вот их цель - нет. И анализируются не действия, а цель. Жизненный пример: я готовлю мясо и на это время снимаю кольцо. Вопросов у моей жены это не вызовет. Но если я перед походом куда-то вечером сниму кольцо и оставлю его дома, - цели у меня другие, и у супруги будут вопросы, если она это заметит. Это и есть цель действия. 

- Разделение бизнеса на части - это какая ситуация?

- Есть льготный налоговый режим для малого бизнеса. Крупному бизнесу обидно, что он не может применять такой режим. И бизнесмены пытаются искусственно разделить свой бизнес на части, каждая из которых может использовать этот режим. Но это имитация отдельных бизнесов, на самом деле он один. Искусственность и сама цель - попасть под эти режимы - наказуемы. 

- Есть организации с разными юрлицами, которые занимаются разной деятельностью. Претензия налоговой к ним в том, что они уходят от налогов. Но и объединить их нельзя, так как кто-то работает с НДС, кто-то без НДС...

- В этом и ловушка. И это именно те слова, которых ждет от нас налоговая, чтобы привлечь к ответственности. Мы должны объяснить, есть ли основания разделить бизнес по принципу, что это с НДС, а это без НДС. А так, налоговая в этой ситуации абсолютно права. 

- Что может стать поводом для проверки?

- Однодневки. Не может быть такого, что компании не понимают, с кем работают. Очень серьезная задача - не врать себе. От криминальных схем нужно отказаться. - Как быть компаниям, у которых есть партнеры, имеющие субподрядчиков, когда у этих субподрядчиков, возникают трудности? Например, у пятой компании в цепочке. И, следовательно, вопросы у налоговой... - Почему эти компании в цепочке в таком количестве? Компания, которая использует пять элементов в цепочке, - это уже сама по себе оптимизационная цепь, потому что не нужно нормальному бизнесу такого количества контрагентов. 

- Крупный бизнес использует и больше цепочек.

- А почему? По контрактам у крупных компаний предусмотрено согласовывание и субподрядчиков тоже. Я не верю, что компания, нанимая другую, не догадывается, что там за цепочка. Да, всегда эта компания будет доказывать, что не знала, но я еще раз говорю: нельзя врать себе. Они знают, по какой причине заключили сделку именно с этой компанией. 

- Долги - одна из серьезных угроз для любого бизнеса. Что делать с невзыскиваемой дебиторской задолженностью или контрагентами, которые банкротятся, чтобы не платить?

- Потребность решать эти задачи выплывает в каждый кризис, начиная с 1998 года. Когда мы подписываем договор, то понимаем, в каком порядке должны прийти платежи. Мы должны проанализировать, что происходит, если деньги не приходят вовремя. Какие у нас рычаги давления? То есть эта работа должна проводиться на стадии подписания договора, а не после. 

- Проверки каких служб могут нанести наиболее сильный финансовый урон?

- Вопрос не столько в службах, сколько в форматах, с которыми приходится сталкиваться. Выездные налоговые проверки отмирают, они остаются только на крупных предприятиях, где есть крупные нарушения. Сегодня в приоритете работа по добровольному исполнению обязанностей налогоплательщика. Это вызовы на комиссию, в результате которых налогоплательщик сам что-то доплачивает. Давление идет, по сути, внепроверочное. 

- Ваша компания чаще работает с крупным бизнесом?

- Да, потому что серьезная потребность в защите, в оптимизации возникает при обороте от полумиллиарда в год. Есть и небольшие клиенты с локальными задачами, но мы занимаемся не столько оптимизацией, сколько налоговой безопасностью. Кто не умеет экономить на налогах, тот до этого дня уже не дожил. А как это сделать, чтобы не заработать проблем, - вот это вопрос налоговой безопасности. У многих такая проблема: оптимизировать умеем, но чем дальше, тем это становится рискованнее. Драться надо не за увеличение экономической эффективности, а за повышение уровня безопасности. 

- Должна ли подготовка к проверке быть ежедневной или вестись только перед проверкой?

- Что касается налоговых проверок, мы должны строить работу не столько по подготовке к ним, сколько по тому, чтобы проверка не возникла. И это возможно не всегда. Крупный бизнес проверят хотя бы потому, что он крупный. Налоговой обычно достаточно выходить раз в три года, чтобы закрывать тот или ной период. В целом это определяется масштабом компании. Компании помельче должны чем-то очень некрасиво выслужиться, чтобы к ним пришла проверка. Бизнесу сейчас не очень комфортно, потому что, с одной стороны, ужесточаются действия налоговых органов - они становятся более системными. С другой стороны - и это главная проблема - бизнес к этому изменению правил игры оказался не готов.